Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь
молодежи в их «взрослой» жизни.
Нормиативные документы
Федеральный уровень
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 06.05.2019 № 590/219 "Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся"
Письмо Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"
Региональный уровень
Приказ МОНО №316-01-63-2616/23 от 25.09.2023 г. "Об организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Нижегородской области в 2023-2024 учебном году".
Приказ МОНО №316-01-63-1565/22 от 28.10.2022 г. "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Нижегородской области в 2022-2023 учебном году".
Письмо НИРО №Сл-316-59-567232/21 от 28.09.2021 "О методическом обеспечении повышению работы по функциональной грамотности".
Письмо министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области №Сл-316-574041/21 от 17.09.2021 "О методическом обеспечении повышению работы по функциональной грамотности".
Муниципальный уровень
Приказ Управления образования Администрации Краснобаковского муниципального округа № 364 от 08.09.2023 г. "Об организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Нижегородской области в 2023-2024 учебном году".
Приказ Управления образования и молодежной политики Администрации Краснобаковского района№ 394 от 28.10.2022 г. "Об организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Нижегородской области в 2022-2023 учебном году".
Методическое обеспечение деятельности школы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся
1. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности, разработанный ФБГНУ ИСРО РАО Банк заданий (instrao.ru)
2. ФИПИ Задания для 5–9 классов по истории, обществознанию, биологии, физике, химии для развития письменной речи (fipi.ru)
3. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности платформы «Российская электронная школа» ... (resh.edu.ru)
4. Кейсы по формированию функциональной грамотности Федеральный методический центр (apkpro.ru) Федеральный методический центр (apkpro.ru)
5. Методические рекомендации по вопросам формирования функциональной грамотности. Методические_реком_по_ФГ_31.10.pdf (apkpro.ru)
6. Функциональная грамотность младшего школьника. Реализация внеурочной работы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования: программы, методические рекомендации / Виноградова Н. Ф., Кузнецова М.И., Рыдзе О.А.; под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 70с. Функциональная_грамотность_младшего_школьника_Реализация_внеурочнои?.pdf (edsoo.ru)
7. Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном процессе и для проведения внутришкольного мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся / под ред. Г. С. Ковалевой. М: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 360 с. metodicheskie-rekomendaczii_fg_2022_itog.pdf (edsoo.ru)